Как отработали навигацию 2019 года новейшие "Валдаи" и "Комета 120М"
Чем интересна навигация 2019 года? Собственно тем, что она была первой полноценной для новобранцев пассажирского флота, на которых и так скептически смотрят отраслевые эксперты. В прошлом, 2018 году новые скоростные суда только поступали операторам на службу, а судоходные компании только приглядывались к ним.
Второй "Валдай 45Р" в ХМАО / "ЦКБ по СПК
им. Р.Е. Алексеева"
Этим летом началась уже действительно серьезная игра для СПК "Валдай 45Р" и "Комета 120М". Причем игра действительно набирает обороты, потому что "Валдаи" выходят на серию в шесть судов (кстати, о том, как их строят, можно посмотреть в нашем репортаже), а ССЗ "Вымпел" занят строительством очередной новейшей "Кометы". Про новый "Метеор 120Р", который 23 декабря 2019 года был заложен на производственной площадке ЦКБ по СПК им. Алексеева, даже и рассказывать не нужно. Все эти факты говорят о том, что пассажирский скоростной флот активно развивают. Правда, не очень понятно "кто заказывает музыку" и насколько она вообще выгодна, но это уже совсем другая история.
Вернемся к итогам навигации. Нашей редакции было известно о том, что часть СПК "Валдай 45Р" эксплуатировала компания "Северречфлот", один "Валдай" был отдан в эксплуатацию Борскому губернскому колледжу (находится в Нижегородской области), а "Комета 120М" по обыкновению работала в Крыму.
Для всех скоростных судов в этом году началась взрослая жизнь с полноценной загрузкой. Мы обратились с запросами к операторам, чтобы наглядно посмотреть, как себя проявили новые СПК в уходящем году. Причем в каждом регионе пассажирская навигация началась и закончилась в разное время. Это очевидно, однако нам следовало это подчеркнуть, чтобы принимать во внимание все цифры и объемы.
ХМАО на проводе
Безусловным интересом для нас стала компания "Северречфлот", которая одна из первых взяла под свое крыло СПК "Валдай". Причем сделала это достаточно своеобразно и, наверное, даже жестко. Оператор не стал особо прицениваться и анализировать возможности судна, сразу же поставив "Валдай 45Р" на сложную пассажирскую линию. Этот факт подтвердил и глава ЦКБ по СПК Сергей Итальянцев во время нашего визита в Нижний Новгород: "Новые суда после приемки сразу были поставлены на действующие пассажирские линии ХМАО. Причем одно судно поставлено на сложную протяженную линию Ханты-Мансийск – Сургут в 395 км. Второе на менее протяженную, но загруженную линию Ханты-Мансийск – Нялино" (выдержка из нашего интервью).
Навигация в регионе открылась 25 апреля и длилась 189 суток. Как отмечают представители "Северречфлота", за это время по 36 пассажирским маршрутам было перевезено 400,4 тыс. пассажиров, из них СПК "Валдай 45Р" перевезено 4,77 тыс. пассажиров.
Теплоходы "Валдай 45Р-2" и "Валдай 45Р-3" обслуживали два социально-значимых пассажирских маршрута:
Второй "Валдай 45Р" в ХМАО / "ЦКБ по СПК
им. Р.Е. Алексеева"
1. Маршрут "Ханты-Мансийск — Сургут — Банное" (его обслуживал "Валдай 45Р-3").
За период работы с 16 августа по 25 октября на маршруте выполнено 69 рейсов, перевезено 2112 пассажиров, средняя загрузка за один рейс составила 31 человек. Протяженность маршрута составляет 422 км в одну сторону, всего при выполнении 69 рейсов теплоходом пройдено 29118 км. Благодаря высоким скоростным характеристикам СПК "Валдай", ходовое время на маршруте сократилось на 2 часа.
2. Маршрут "Ханты-Мансийск — Кирпичный — Нялино" (на нем работал "Валдай 45Р-2").
За период работы с 1 сентября по 26 октября на маршруте выполнено 108 рейсов, перевезено 2665 пассажиров, средняя загрузка за один рейс составила 25 человек. Протяженность маршрута составляет 92 км в одну сторону, всего при выполнении 108 рейсов теплоходом пройдено 9936 км.
Представители "Северречфлота" сообщают, что норма расхода топлива новейших СПК "Валдай 45Р" не отличается от нормы расхода топлива теплоходов "Линда", обслуживающих ранее вышеуказанные маршруты, но в связи с сокращением ходового времени возникла экономия дизельного топлива.
В первые дни работы теплохода "Валдай" на пассажирских маршрутах отмечено незначительное увеличение пассажиропотока.
В "Северречфлоте" подчеркнули, что после окончания навигации была выполнена дефектация судов, в ходе которой проведен тщательный осмотр крыльевого устройства, корпуса судна, главного двигателя, элементов валопровода и рулевого устройства. Для подготовки судов к навигации 2020 года разработаны и утверждены мероприятия по устранению выявленных недоработок и неисправностей. Работы по устранению всех неисправностей и недоработок будут выполняться по гарантии завода-изготовителя.
"Отзывы от пассажиров только хорошие"
Наша редакция направляла запросы всем операторам новейших СПК одни и те же вопросы. Однако Борский губернский колледж был более сдержан в предоставлении информации по сравнению с коллегами из Ханты-Мансийска.
В Нижегородской области навигация началась 6 августа 2019 года. Завершилась - 15 ноября 2019 года. За это время СПК "Валдай 45Р" перевез порядка 1200 человек.
На вопрос: "Как себя показало новейшее СПК? Есть ли какие-то нарекания по эксплуатации?", представители Борского губернского колледжа ответили, что судно надежное, с запасом мощности в 30%. У оператора эксплуатация "Валдая" не вызвала никаких нареканий.
Известно, что новейшее судно на подводных крыльях эксплуатировалось на линиях Нижний Новгород - Городец, Нижний Новгород - Макарьев. Также было проведено несколько рейсов с туристическими компаниями, были организованы даже корпоративные поездки.
По информации колледжа, сейчас новый "Валдай" не нуждается в ремонте после отработанной навигации. Однако в отличие от "Северречфлота" нижегородский оператор заметил, что СПК проекта 23180 экономично по сравнению с судами СПК предыдущего поколения. Возможно, данные разнятся из-за отличия в эксплуатации.
Безусловно, одним из самых интересных срезов в работе новых скоростных пассажирских судов являются отзывы самих пассажиров. И нам хотелось бы узнать детали, побольше эмоций туристов, но удалось получить только сухое подтверждение тому, что все пассажиры хорошо отзывались о работе "Валдая" и самих поездках.
Что касается замечаний после эксплуатации нового судна, то перевозчик отметил отсутствие каюты для экипажа. Однако в защиту проекта заметим, что на таких коротких рейсах, на которых работал СПК в Нижнем Новгороде, возможно, подобных кают и нет необходимости их реализовывать.
Крымская "Комета"
СПК "Валдай-45Р" на производственной площадке ЦКБ по СПК / Корабел.ру
Прежде чем начать повествование об итогах навигации "Кометы 120М", мы опубликуем небольшую справку о компании "Морские скоростные пассажирские перевозки" ("МСПП"), которую самостоятельно прикрепили к ответам на наш запрос:
Компания создана 9 октября 2017 года для организации морских скоростных пассажирских перевозок на СПК "Комета" в Азово-Черноморском бассейне. Единственным учредителем компании является АО "ССЗ "Вымпел", входящий в судостроительный кластер АО "Концерн "Калашников". Старт регулярному сообщению по маршруту Севастополь-Ялта-Севастополь 30 июля 2018 года дал премьер-министр России Д.А. Медведев. Первый рейс по маршруту Севастополь - Ялта отправился 1 августа 2018 года.
"Комета" совершает 4 рейса ежедневно отправлением 08-00 и 14-00 из Севастополя и из Ялты в 11-00 и 17-00. Стоимость билетов: стандарт – 500 рублей, комфорт – 800 рублей, детский – 200 рублей.
В справке есть несколько важных сведений, но остановимся на том, что в свой первый рейс СПК "Комета 120М" отправилось 1 августа 2018 года, проработав на линии Севастополь - Ялта вплоть до завершения навигации - 1 октября 2018 года. В самом начале статьи мы обозначили уходящий 2019 год самым интересным, потому что для новейших скоростных судов началась серьезная игра - полноценная навигация. Предвосхищая возможные уточнения от экспертов и читателей, мол, "для "Валдаев" действительно навигация была полноценной, а вот для крымской "Кометы" она уже вторая, подчеркиваем, что навигацию 2018 года для "Кометы 120М", длившаюся с 1 августа по 1 октября, нельзя считать полной.
Возвращаемся к итогам навигации 2019 года. Мы решили, что опубликуем информацию о работе СПК "Комета 120М" в том виде, в котором коллеги из "МСПП" нам ответили на наш запрос.
СПК "Комета 120М" / Фото: "МСПП", ООО
- Как прошла навигация 2019 года? Когда она началась и когда завершилась? Сколько пассажиров было перевезено за навигацию вообще? Сколько пассажиров перевезли конкретно новые скоростные суда?
- Перевозка пассажиров в 2019 году осуществлялась одним судном проекта 23160 "Комета" с 1 июня по 30 сентября. За этот период "Кометой" воспользовалось около 39 тысяч пассажиров, это на 11% больше запланированных показателей. С момента запуска проекта перевезено более 61 тысячи человек.
Как себя показаа новая "Комета"? Есть ли какие-то нарекания по эксплуатации?
- За 4 месяца навигации 2019 года было отменено 16% рейсов. Причины отмен – неблагоприятные погодные условия (высота волн 2,5 м и скорость ветра 17 м/с и выше), а также закрытие района плавания в связи с учениями Черноморского флота. По техническим причинам ни один рейс не был отменен, что говорит о высоком качестве судна.
- Как сильно "МСПП" загружала новое скоростное судно?
- В 2018 и 2019 годах мы осуществляли перевозки одним судном "Комета" проекта 23160. За период навигации 2019 года средняя загрузка стандартного класса составила 81,6%, комфорт-класса – 88,3%. В пик сезона заполняемость приближалась к 100%, а билеты полностью распродавались на 5 дней вперед.
- На какой линии работало СПК?
- В настоящее время судно используется на маршруте Севастополь – Ялта. В ноябре 2019 г. мы получили вторую "Комету". Она будет курсировать на том же маршруте, таким образом количество рейсов увеличится вдвое. Высокий спрос, который мы наблюдали в 2018 и 2019 годах, дает уверенность в высоком уровне загрузки обеих "Комет" на этом направлении.
- Нуждаются ли новые суда в ремонте или в какой-нибудь дефектации?
СПК "Комета 120М" / Фото: "МСПП", ООО
- По окончании навигации производится осмотр судна, составляется акт докового осмотра и формируется перечень необходимых работ. Все работы, производимые в межнавигационный период, являются регламентными, плановыми и выполняются в рамках гарантийных обязательств производителя.
- Как вы оцениваете коммерческую эффективность "Кометы 120М"? Особенно интересно понять, насколько она экономична/ не экономична по расходу топлива по сравнению с другими судами флота (с предшественниками).
- Безусловно, суда данного проекта в сравнении с советскими предшественниками гораздо более экономичны по расходу топлива, имеют значительный моторесурс двигателей, требуют меньших затрат на обслуживание и ремонт. Однако чтобы оценить коммерческую эффективность, необходимо учитывать не только стоимость эксплуатации и обслуживания, но и цену на топливо, расходы на портовые сборы, цену билета, первоначальную стоимость судов и прочие расходы. Стоимость проезда в стандартном классе у нас составляет 500 рублей. Для того, чтобы вывести проект на безубыточный уровень, необходимо увеличить ее в разы.
Однако идея проекта заключается в том, чтобы поездки на "Комете" были максимально доступными для всех категорий пассажиров. Поэтому правительством РФ в прошлом году было утверждено постановление о субсидировании данного вида перевозок.
- Поступали ли отзывы о новейшем судне от пассажиров? Что говорят? Как отзываются?
- Мы на регулярной основе проводим мониторинг удовлетворенности качеством предлагаемых услуг. По результатам проводимых исследований удовлетворенность пассажиров качеством обслуживания составляет 4,5 балла по 5-бальной шкале, что является очень высоким показателем. Пассажиры высоко оценивают дизайн и внешний вид судна, вежливость и отзывчивость персонала, чистоту в салоне.
Разумеется, мы учитываем отзывы и пожелания наших пассажиров при планировании развития маршрутной сети. Так, летом 2019 года мы ожидаем третью "Комету", и с высокой долей вероятности для нее будет организован маршрут Феодосия – Ялта.
- Как оценивает новую "Комету" капитан? А экипаж?
- Скоростные суда данного проекта удобны в управлении, экономичны, маневренны, имеют комфортные салоны для пассажиров, оснащены современным навигационным и радиооборудованием и в целом являются отличными преемниками советских "Комет".
А дальше...
Несомненно, мы продолжим следить за жизнью новейшего скоростного пассажирского флота, за их работой и успехами, потому что в ближайшие годы это направление должно только развиваться. Хорошим завершением такого материала станет отдельная статья о том, как себя продемонстрировал композитный катамаран "Грифон", для которого навигация 2019 года тоже была полноценной. Однако ее мы подготовим уже в 2020 году.
Постоянный URL данного документа:
http://www.gznleasing.ru/news/news3391.html