У ОСК по решению пре­зидента появится соб­ственная лизинговая компания. В уставный капитал корпорации будет внесен государственный «Гознак-лизинг»

Государство внесет в устав­ный капитал Объединенной судостроительной корпора­ции (ОСК) 100% минус 1 акция ЗАО «Гознак-лизинг», еще одну акцию получит входящий в ОСК Средне-Невский судостроительный завод, следует из проектов указа президента. Интеграция будет спо­собствовать «более ритмичному фи­нансированию судостроительных проектов <...> а также увеличе­нию объемов их финансирования». Сделку планируется завершить в те­чение года после подписания доку­мента. Представители ОСК и Минпромторга на вопросы не ответили. Представитель «Гознак-лизинга» от комментариев отказался.

«Гознак-лизинг», образованный в 2002 г., - один из партнеров ОСК. Лизинг судов - одно из основных на­правлений деятельности компании, на него приходится 86% заказов, на 1 ноября 2013 г. таких сделок было на 4,7 млрд руб., говорится на сайте компании. В рэнкинге российских лизингодателей по объему нового бизнеса (общей стоимости имуще­ства по новым договорам лизинга, без учета НДС и финансовых над­бавок) по итогам 2013 г. «Гознак-лизинг» был 60-м с показателем в 2,1 млрд руб. У лидера рэнкинга - «ВЭБ-лизинга» - объем нового бизнеса почти в 100 раз больше. У «Гознак-лизинга» хорошая кредит­ная история, репутация надежного партнера, компания не требует до­полнительных вложений, говорится в пояснительной записке.

Четыре года назад эксклюзивным лизингодателем ОСК был «ВЭБ-лизинг». В 2011 г. тогдашний прези­дент ОСК Роман Троценко заявлял, что компания ведет переговоры с международными банками о соз­дании лизинговой компании. Но в итоге было решено ограничиться сотрудничеством с «Гознак-лизин­гом», рассказывает источник, близ­кий к ОСК. Он оценивает сотруд­ничество с обеими компаниями в 8 млрд руб.

По данным «Эксперт РА», на 1 ян­варя 2014 г. в портфеле российских лизинговых компаний на морские и речные суда приходилось всего 1,9% заказов (лидирует лизинг же­лезнодорожной техники - 46,6%). Государство субсидирует часть про­центной ставки по лизинговым и кредитным платежам, но судно пре­доставляется в лизинг не более чем на 10 лет, а срок его окупаемости -12-15 лет, поэтому банки часто от­казываются одобрять такие сделки, рассказывает гендиректор Москов­ского речного пароходства Констан­тин Анисимов. Это подтверждает и сотрудник одной из крупнейших ли­зинговых компаний. По их мнению, собственная лизинговая компания ОСК сможет предложить более вы­годные условия. Так думает и ген­директор аналитического агентства Infoline Михаил Бурмистров. ОСК может быть поручителем по кре­дитам лизинговой компании, это позволит улучшить условия финан­сирования, увеличить срок лизинга, рассуждает он. Находясь в составе ОСК, «Гознак-лизинг» сможет ис­пользовать ресурсы госбанков, воз­можности экспортно-импортного финансирования, возвратные госу­дарственные средства, перечисляет­ся в пояснительной записке.

Новые заказы - основная задача ОСК. «Российские верфи однознач­но нужно загружать максимальным количеством шельфовых заказов», - говорил в июле в интервью «Ком­мерсанту» президент ОСК Андрей Рахманов. По его словам, предва­рительные результаты ОСК за 2013 г. будут положительными (в 2012 г. чистый убыток был 12 млрд руб., а выручка - 155 млрд руб., по данным «Коммерсанта»). С появлением соб­ственной лизинговой компании вы­растет долговая нагрузка (по дан­ным «СПАРК-Интерфакса», на ко­нец 2013 г. долг ОАО ОСК был 62,2 млрд руб.). Это основной риск, но так как ОСК подпала под санкции США и Канады, она может рассчи­тывать на дополнительную господ­держку, уверен эксперт.

Владимир Штанов

Газета "Ведомости" №145 (3649) от 11 августа 2014