Как выяснил “Ъ”, Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) вряд ли заключит новые заказы на круизные лайнеры до 2018 года. Судоходные компании готовы строить их лишь на условиях кэптивной лизинговой ОСК «Гознак-лизинг», но бюджет пока не выделил ей средства. В 2016 году компания получила 5 млрд руб., за счет чего и были заключены контракты на первые два лайнера, но в 2017–2018 годах на это предусмотрено лишь по 1 млрд руб. Правительство все еще прорабатывает предложения по расширению финансирования.
Как рассказал “Ъ” глава дирекции программы «Суда река-море» ОСК Сергей Итальянцев, у корпорации есть заявки компаний «ВодоходЪ» и «Московское речное пароходство» (МРП) с предложением рассмотреть возможность строительства еще по одному судну. Сейчас идет определение финансовых механизмов заказов, отметил господин Итальянцев. «Думаю, что это все-таки заказы следующего года»,— заключил он.
Первый лайнер «река-море» проекта PV300VD заложен в августе 2016 года на астраханском «Лотосе» ОСК по заказу МРП. Судно будет эксплуатироваться в Каспийском бассейне с 2019 года, его стоимость — более 3 млрд руб. «ВодоходЪ» заказал затем за 3 млрд руб. на верфи ОСК «Красное Сормово» речной лайнер (проект PV300), с 2020 года он должен встать на маршрут Москва—Петербург (см. “Ъ” от 23 января). Оба лайнера строятся через «Гознак-лизинг», кэптивную компанию ОСК.
В «Водоходе» и МРП рассказали “Ъ”, что не готовы строить лайнеры через другие лизинговые компании. Суда очень дорогие и капиталоемкие, у «Гознак-лизинга» ставка ниже (глава ОСК Алексей Рахманов говорил о 2,5%), а с рыночным финансированием проекты не окупаются. Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров согласен, что строительство лайнеров при высокой стоимости и окупаемости не менее 15 лет целесообразно лишь по действующей программе льготного лизинга. Но даже на условиях «Гознак-лизинга» проекты эффективны только в стабильной экономической ситуации, при низких процентных ставках и стабильном рубле, считает он.
6 миллиардов рублей
стоят уже заказанные судоходными компаниями у ОСК два круизных пассажирских лайнера
В ОСК “Ъ” сообщили, что в соответствии программой лизинга судов подана заявка на корректировку бюджета 2018–2019 годов. ОСК и «Гознак-лизинг» предлагают и финансирование с участием банков, но круизное судоходство не отличается высокой рентабельностью. При длительном сроке окупаемости альтернативы условиям программы ОСК по стоимости и срокам предоставления средств нет, подчеркивают в корпорации. «С рядом судовладельцев прорабатываются вопросы строительства более дешевых круизных судов типа колесных ПКС-180»,— заключают в ОСК. В Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) “Ъ” подтвердили, что получали обращения компаний, но до твердых контрактов дело пока не дошло.
В Минэкономики “Ъ” сообщили, что предложения по расширению финансирования программы лизинга судов поступили и прорабатываются. В Минфине переадресовали “Ъ” в Минпромторг, там уточнили, что на лизинг пассажирских судов в 2016 году направлено 5 млрд руб., в результате чего и были заключены контракты на два лайнера. Увеличение средств возможно после определения дополнительных источников поступлений в бюджет, считают в министерстве. В 2017 году выделено 0,95 млрд руб. на ПКС-180 (см. “Ъ” от 22 марта), Минпромторг предусмотрел в бюджете 2018–2019 годов на пассажирские суда по 0,9 млрд руб.
Всего по программе господдержки судостроения в 2017 году планируется выделить 3,3 млрд руб., в 2018 году — 3,5 млрд руб., а в 2019 году — 3 млрд руб. Помимо льготного лизинга, в программе предусмотрены субсидии компаниям на возмещение части затрат по займам, кредитам и лизингу, но срок действия постановления пока не продлен. В Минпромторге заявляют, что все заявки на эти субсидии удовлетворяются. С этого года должен был заработать и судовой утилизационный грант (выплата при утилизации старого судна и заказе в РФ нового), но источники “Ъ” на рынке отмечают, что грант так и не заработал. В Минпромторге сообщили, что в министерство поступили семь заявок, документы рассмотрены, предоставление субсидии запланировано на четвертый квартал.
Анастасия Веденеева; Анна Павлова, Нижний Новгород
Газета "Коммерсантъ" №179 от 27.09.2017, стр. 9
https://www.kommersant.ru/doc/3422180