4 февраля 2011 года в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области прошло заседание Научно-технического совета Министерства под руководством заместителя Министра жилищно-коммунального хозяйства Московской области Седова Андрея Вениаминовича. Первым из рассматриваемых вопросов стал «Отчет МПОТК «Технокомэкспорт» г. Дубна о реализации высоко-энергоэффективного проекта «Система частотного регулирования насосных станций ГУП МО «Коммунальные системы Московской области» филиал Восточная система водоснабжения».
Данный проект находился под непосредственным контролем Министерства ЖКХ Московской области и реализовывался с использованием механизма финансовой аренды (лизинга), лизингодателем выступила государственная компания ЗАО «Гознак-лизинг».
Заседание НТС Министерства.
Отчет генерального директора МПОТК «Технокомэкспорт» г-на Чижова А.В.
о результатах работы по установке ЧРП на объектах ГУП КС МО.
В отчете генерального директора МПОТК «Технокомэкспорт» г-на Чижова А.В. было отмечено, что проект реализован в плановые сроки, при этом монтаж и наладка оборудования проводилась без остановок насосных станций и ущерба выполнению основной задачи - водоснабжению ряда районов Московской области. Немаловажную роль в успешной реализации проекта сыграл многолетний опыт работы МПОТК «Технокомэкспорт» по модернизации гидротехнических сооружений. Примененные на стадии проекта технические решения позволили обеспечить максимальный диапазон регулирования высоковольтных электроприводов насосов, сохранение существующих схем и надежную работу оборудования даже при глубоких посадках напряжения в питающей электросети 6 и 10 киловольт.
Экономический эффект от внедрения энергоэффективного оборудования, который на этапе проектирования по экономии потребляемой электроэнергии закладывался до 25 %, на этапе проведения пуско-наладочных работ по некоторым объектам доходил до уровня 50% за счет автоматического регулирования производительности насосных станций и оптимизации гидравлических параметров в процессе пообъектных и комплексных испытаний системы водоснабжения. Таким образом, для Заказчика суммарная экономия будет исчисляться миллионами киловатт*часов в год.
Доклад директора ЗАО «Гознак-лизинг» г-на Бабича А.А.
с анализом возможных источников финансирования энергосберегающих проектов.
Необходимо отметить, что данный проект особо подтвердил свою значимость в условиях, когда направление энергосбережения, рационализации производства стали задачами государственной важности и одними из основных приоритетных направлений технической политики России.
В докладе директора ЗАО «Гознак-лизинг» г-на Бабича А.А. проведен сравнительный анализ возможных источников финансирования энергосберегающих проектов от использования собственных средств компаний – до применения механизма финансовой аренды (лизинга). При этом каждый из этих вариантов рассмотрен через призму экономической эффективности. В итоге это позволило выделить ряд преимуществ лизинга перед другими вариантами:
- приобретение оборудования в лизинг позволяет предприятию долгосрочно планировать свои затраты и оптимизировать налоговые выплаты по сравнению с прямой покупкой и кредитом;
- применение механизма ускоренной амортизации позволяет лизингополучателю существенно уменьшить выплаты по налогу на прибыль в первые годы после приобретения основных средств;
- лизинговый платёж предприятие относит на себестоимость продукции, уменьшая тем самым налогооблагаемую базу, что не предусмотрено кредитом;
- сумма НДС по договору лизинга в полном объёме становится к возмещению;
- удобная схема выплат при лизинге – возможна разработка различных графиков лизинговых платежей, учитывающих специфические потребности лизингополучателя, что позволяет предприятию точно управлять денежными потоками.
В части уже реализованного проекта можно отметить, что налоговая экономия (сравнение лизинговой сделки и кредитования) составила 5 759 825,62 руб., или 17,9 % от стоимости оборудования, что в условиях недостаточности финансовых средств позволяет расширить возможности оперативного обновления оборудования и технического перевооружения, а значит, появляется возможность значительно повысить техническое перевооружение предприятия в целом.
Таким образом, на сегодняшний день российским предприятиям невыгодно извлекать из оборота крупные денежные средства или использовать заёмные средства с целью наращивания собственной производственной базы. В этих условиях наиболее выгодной формой приобретения оборудования является лизинг.
Доклад генерального директора ГУП КС МО г-на Баркаева Ф.М.
о результатах практической реализации проекта.
В докладе генерального директора ГУП МО «Коммунальные системы Московской области» г-на Баркаева Ф.М.прозвучали слова благодарности в адрес компаний, принявших участие в проекте, отмечен высокий профессионализм сотрудников и их оперативность в работе. Подтверждены показатели эффективности проекта - ожидаемый срок окупаемости составит 2-2,5 года с учетом лизинговых платежей.
При этом отмечено, что существующая система тарификации на услуги водообеспечения является сдерживающим и тормозящим фактором для проведения модернизации объектов водоснабжения. В настоящее время создались условия, при которых хозяйствующему субъекту модернизация оборудования становится крайне не выгодна, так как основная задача после проведенной модернизации это не получение дополнительной прибыли, а возвращение затраченных на модернизацию средств.
Справочно.
Сформированная нормативно-правовая база федерального уровня позволяет обеспечивать реализацию энергосберегающих проектов и проведение технического перевооружения объектов ЖКХ. Вместе с тем камнем преткновения продолжает оставаться существующая система тарификации на услуги, предоставляемые объектами ЖКХ. Так при формировании тарифов предстоящего года одной из основных составляющих является себестоимость услуг в прошедшем периоде. Как известно в себестоимость включены, материальные затраты (в данном случае затраты на приобретение электроэнергии, которые будут составлять большую долю по сравнению с остальными составляющими себестоимости). Снижая энергопотребление (обязательное условие проведения модернизации) снижаются материальные затраты, соответственно это сказывается на уровне предстоящих тарифов.
Новый метод тарифного регулирования для организаций коммунального комплекса – метод доходности на инвестированный капитал разработан и в отличие от существующего будет обеспечивать гарантированный возврат вложенных инвестиций, однако внедрение его излишне затормозилось, что не лучшим образом сказывается на модернизации энергетического оборудования объектов ЖКХ.
Вместе с тем проведенная модернизация объектов Восточной системы водоснабжения подтвердила экономический эффект и при условии внедрения нового метода тарифного регулирования можно с уверенностью заявить модернизация объектов ЖКХ - это не призрачное будущее, - это уже завтрашний день.
|