Как стало известно “Ъ”, Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО) просит правительство выделить дополнительные средства на льготный лизинг судов, в частности на подводных крыльях. Сейчас, по данным “Ъ”, Минпромторг готовится подавать заявку в бюджет о выделении при летних корректировках дополнительных 35 млрд руб. на текущий год. Собеседники “Ъ” не исключают, что, если ее удовлетворят, деньги поделят между собой Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) и кэптивный оператор Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) «Машпромлизинг».
Регионы и судоходные компании просят власти выделить средства на льготный лизинг для водного транспорта. Как пишет в своем письме от 5 июня премьеру Михаилу Мишустину и мэру Москвы, руководителю рабочей группы Госсовета РФ по противодействию распространения коронавируса Сергею Собянину губернатор ХМАО Наталья Комарова, учитывая географические особенности округа, система жизнеобеспечения отдаленных труднодоступных районов прямо зависит от возможностей внутреннего водного транспорта.
В регионе назрела необходимость обновления пассажирского флота, добавляет она и просит увеличить в 2020 году финансирование льготного лизинга (сегодня объем этой программы — всего 5,6 млрд руб.).
В 2019 году ХМАО по программе льготного лизинга приобрел два скоростных судна на подводных крыльях «Валдай», построенные на мощностях Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р. Е. Алексеева, по льготной ставке 2,5% через «Машпромлизинг». Как пояснил “Ъ” гендиректор ЦКБ по СПК Сергей Итальянцев, сейчас «Северречфлот», обслуживающий пассажирские перевозки в ХМАО и ЯНАО, готов заказать как минимум четыре «Метеора». Если финансирование на льготный лизинг будет выделено и контракт заключен в ближайшее время, суда будут поставлены в 2022–2023 годах, пояснил он. Интерес к проекту также проявляли в Чебоксарах, Ульяновске, Нижнем Новгороде, Омске, рассказал господин Итальянцев, большой потенциал обновления и в Петербурге. По расчетам, необходимо к замене порядка 50 «Метеоров», добавил топ-менеджер. Для судоходных компаний нужна поддержка федерального бюджета, а в случае социальных пассажирских перевозок — и региональное субсидирование, уверен он.
Стоимость «Метеоров» он называть отказался, источники “Ъ” оценивают их в 300–450 млн руб. за штуку
ГТЛК и «Машпромлизинг» ведут борьбу за средства на льготный лизинг с 2017 года. Минпромторг подавал заявку на выделение из бюджета в 2020–2022 годах на эти цели 105 млрд руб. для закупки до 495 судов, средства предназначались ГТЛК, но предложение не поддержал Минфин. Весной Минтранс предлагал выделить ГТЛК 35 млрд руб., но и эта мера, по данным “Ъ”, не была одобрена. К 1 июля правительство должно определиться, необходима ли докапитализация лизинговых компаний с госучастием, работающих в сфере судостроения. По словам источников “Ъ” в отрасли, Минпромторг готовится выходить вновь с заявкой на выделение 35 млрд руб. при грядущих бюджетных корректировках. Собеседники “Ъ” не исключают, что средства могут быть поделены между двумя компаниями.
В ОСК “Ъ” напомнили, что «Машпромлизинг» только в 2019 году передал в лизинг 16 судов, в том числе два «Валдая». «С 2009 года с помощью нашей лизинговой программы было законтрактовано 56 судов, из которых 18 пассажирских»,— говорят в ОСК. В ГТЛК тему не комментируют, но ранее говорили, что в рамках программы льготного лизинга, стартовавшей в 2018 году, компания законтрактовала порядка 30 судов. Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, говорит, что на дополнительные 35 млрд руб. и привлеченные рыночные средства планировалось построить более 60 судов, в том числе 25 пассажирских.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что без господдержки строительство пассажирских судов, особенно после масштабного кризиса 2020 года, осуществляться не может. Поэтому возобновление финансирования программы льготного лизинга — необходимый элемент выживания пассажирского флота и судостроителей, ориентированных на строительство пассажирских судов, считает он.
|